Как мы запускали программу релокации для новых сотрудников
Мы в Wrike решили оказаться в числе «ранних пташек» и запустили программу работы с иногородними кандидатами, пока это не стало стандартным HR-инструментом. Сегодня уже 10% питерского офиса — люди, которых мы нашли таким образом.
Как у них
Если посмотреть за океан, где конкуренция за специалистов острее, то там компании не просто ищут людей за тысячи километров от офиса, но и стараются перещеголять друг друга по насыщенности компенсационного пакета при переезде. По данным исследования Atlas Van Lines, 86% компаний-респондентов в 2015 году предлагали дополнительную помощь или стимул для релокации, а любой сайт с рекомендациями по трудоустройству рекомендует на нем настаивать.
Неформальный, но практически минимальный стандарт в Штатах будет включать помощь в поиске нового жилья, компенсацию затрат на упаковку, перевозку и хранение вещей, а также затрат на временное жилье (или предоставление корпоративной квартиры), плюс часто и оплату первого месяца нового жилья при аренде.
В случае с особо востребованными специалистами и/или конкурентными отраслями планка взлетает практически до бесконечности. Появляется вариант с медицинской страховкой и помощи в трудоустройстве для супруга(и), оплачиваемой разведкой на местности (съездить на пару недель до переезда), гарантии сохранения трудоустройства в течение определенного срока и т.д.
Некоторые работодатели также готовы позаботиться о проблемах сотрудников со старым жильем: заплатить риэлтору, который поможет продать дом, или штраф арендодателю за досрочный выезд (там это нередкая ситуация). Есть и особо впечатляющие случаи. Например, Facebook предлагает финансовую помощь для сотрудников в штаб-квартире, которые согласятся перебраться жить поближе к офису.
У нас
В России компании в силу некой инерции или ментальности, пока готовы обсуждать помощь при переезде сравнительно редко. Однако в ближайшее время это должно измениться, как минимум, в ИТ. Дефицит квалифицированных специалистов в отрасли год от года становится все острее. Если в августе 2015 года, по данным HH.ru, на одну вакансию ИТ-специалиста в стране приходилось 3,7 резюме, то в этом — уже 3,2. Ресурса из тех, кто родился в Москве и Питере, или переехал туда сам, на всех не хватает.
Поэтому в ИТ уже заметны попытки расширить зону поиска разработчиков, тестировщиков, аналитиков, PM’ов и маркетологов за пределы своего региона. Я сходу могу припомнить, как минимум, пять крупных компаний в отечественном ИТ и телекоме — Mail.ru, Parallels, Яндекс, мобильные операторы, — которые предлагают хороший пакет помощи в переезде для относительно широкого круга вакансий. Несмотря на уверенность, что питерские программисты — лучшие, активное развитие продукта и нас заставило искать новые решения.
Первое, что мы поняли — работа с иногородними кандидатами начинается не с готовности перенять западные «плюшки». Нужно было перестроить/дополнить подход к поиску специалистов, который был ориентирован на локальные кадры. Для этого В HR-отделе появился новый сотрудник, который стал отвечать непосредственно за региональную рекрутинговую воронку — от привлечения кандидатов до собственно обустройства новых специалистов в Питере.
Половина российских IT-студентов мечтает работать в России, чуть больше трети — уехать
Он построил карту отрасли по регионам, где помимо прочего указывались компании, которые там работают, а также какие там есть специалисты. Мы получили доступ к базе HH.ru по всей России и стали засылать людей на большие ИТ-конференции в регионы, такие как новосибирский Codefest.
Изменились и внутренние процессы. Принимать решения после личной беседы и зрительного контакта в случае с удаленными кандидатами — это роскошь. Да и люди не особо склонны ехать в другой город, просто чтобы поговорить. Поэтому нашим сотрудникам пришлось научиться собеседовать людей по Skype и Skillaz, составлять тестовые домашние задания для удаленных кандидатов и принимать решения без личных встреч. Правда, на случай сомнений мы также отработали вариант с приездом финального кандидата в Питер на последнее интервью.
В основном это касается ключевых позиций (тимлиды, менеджеры продуктов) и редких специалистов на рынке (например, по информационной безопасности). Прямое общение помогает лучше понять личные качества и убедиться, что человек впишется в культуру компании.
Что происходит с кадрами в веб-студиях: дефицит, текучка, низкое качество
Отдельные ситуации — когда самим соискателям важно лично познакомиться с будущим руководителем и командой, посмотреть офис и прочувствовать атмосферу. Здесь готовность организовать и оплатить поездку на финальное интервью — еще один аргумент в пользу нашего предложения о работе.
Мы заранее планируем день приезда и у нас есть программа на время пребывания человека — помимо собственно интервью обедаем вместе, проводим экскурсию по офису, общаемся в неформальной обстановке. Это позволяет окончательно определиться в том, что мы друг другу подходим.
Мобилизация
После того, как процесс работы с кандидатами был выстроен, мы начали оптимизировать собственно поддержку сотрудников на новом месте. Ее решили сделать универсальной, не ограничивать действие программы какими-то отдельными уровнями вакансий. В случае с Wrike это не имеет особого смысла, так как мы нанимаем довольно мало junior-специалистов, предпочитая не учить людей на простых вещах, а сразу привлекать сотрудников к ключевым проектам. Да и разное отношение со стороны компании неизбежно создавало бы повод для напряженности и неудовлетворенности людей.
Программа включает возможность поселиться вместе с семьей в корпоративной квартире возле офиса (недавно арендовали уже вторую), чтобы сотрудник смог спокойно подыскать жилье. При этом наш HR-отдел помогает в поисках. После того, как квартира найдена, компания оплачивает человеку первый месяц проживания. Для этого нужно просто показать договор с арендодателем.
Также в программу включены оплата переезда для сотрудника и его семьи. Это может быть оплата грузоперевозок или бензина, если человек везет все на своей машине.
Понятно, что переезд может причинять неудобства не только сотруднику, но и его семье. Например, часто сдерживает необходимость увольнения жены и/или отсутствие хорошей медицинской страховки для нее и детей на новом месте. Второй момент мы решили, расширив ДМС для сотрудников — теперь компания оплачивает большую часть страховой премии для семьи. Профессией и планами второй половинки в новом городе мы тоже деликатно интересуемся — спрашиваем, можем ли чем-то помочь. Иногда даем советы по трудоустройству, иногда супруг(а) также находит работу в Wrike.
Как уже упоминал, программой воспользовалось около 10% сотрудников в питерском офисе. Они приехали к нам из Москвы, Новосибирска, Хабаровска, Ростова-на-Дону, Иркутска, Томска, Самары и других городов. Кстати, один сотрудник переехал из Калифорнии.
Помощь в переезде из другого города или страны пока кажется более выгодным и правильным решением, чем та же работа с хедхантером, нацеленным на поиск внутри города. Стоимость аренды квартиры и грузоперевозок вряд ли может быть выше, чем несколько окладов будущего сотрудника, которые мы бы отдали агенту. Еще важнее хороший настрой и воодушевление у человека на новом месте. Такие вещи, конечно, сложно измерить, но вряд ли кто-то будет спорить, что без них нельзя добиться результатов на своем рынке.
| Подписаться на комментарии | Комментировать